среда, 10 сентября 2014 г.

Как воспринимать и понимать искусство?

Всем  доброе утро! Сегодня мы поговорим с вами о том,как научиться понимать, а главное воспринимать искусство, живопись.

К большому сожалению,на сегодняшний день человек привык в живописи отмечать только чисто визуальную информацию, доступную поверхностному взгляду, без твор­ческого осмысления. Нередко посе­щение выставки или музея связывается только с беглым осмотром всех картин и экспонатов, даже не дога­дываясь, что не только писать, но и смотреть картину - искусство. И ис­кусство очень непростое.
Как же овладеть этим искусством? Что надо знать, чтобы , покинув выставочный зал музея унести с собой не только список картин и имена художников, но и новое понимание вещей, явлений и событий, происходящих в жизни? Как сделать так, чтобы обще­ние с изобразительным искусством расширяло и совершенствовало наше мировоззрение и помогало развивать наши творческие способности?
Наверное, в первую очередь стоит задуматься о привычном способе осмотреть картины и своем личном от­ношении к живописи.Прежде всего мы воспринимаем окружающую нас обстановку подобно кинокамере, движемся по залам музея и, не задумываясь, отражаем все, что видим вокруг? Очень часто мы не задумываемся ни о цветах, ни о эмоциях и чувствах, которые хотел передать нам автор, мы видим лишь действия, сюжет самой картины.
Но, считая сюжет единственным источником содержания картины, а зрительное правдоподобие форм - основным достоинством живописи, мы не только «не увидим», к примеру, древнерусское искусство (да и вооб­ще любое средневековое искусство), но и не поймем творчество многих художников Нового времени и наших современников.
В картине художник не столько стремится изобразить окружающую жизнь, сколько выразить свое отношение к ней, показать свою точку зрения и свою модель понимания того, что мы видим. 
Поэтому произведение живописи может не только рассказать нам о реальности, перенесенной на холст, но и о внутрен­нем мире самого художника, воспринимающего эту реальность то «кон­чиками пальцев», то «кончиками нер­вов», то «очами ума», то сквозь дымку мечты, то через призму науки.

Попробуем рассмотреть все это на картинах известного французского живописца Поля Гогена, созданных им на Таити, и мысленно «добавим» к его довольно условным изображениям побольше «реальности» - привычной для нас светотени, глубины пространства, воздушной перспективы - словом, всего того, что приближает в наших глазах изображение к действительности. И что же получится? Пожалуй, хорошие иллюстрации к учебнику этнографии, тогда как творчество Гогена, оказавшее немалое влияние на развитие современной живописи, это целая философия. И выражается она не только через сюжеты и темы, но прежде всего через самую изобразительную структуру, декоративно-ритмический строй его полотен. Свои размышления о смысле жизни, представления о «земном рае» Гоген вложил и в созвучие линий, и в организацию цветовых плоскостей, и в композицию картин.


Воспринимать искусство не просто, ведь еще средневековые китайские художники, самое главное ­­- увидеть, то есть соз­дать образ в своем сердце, а запечат­леть его - дело второстепенное.  Когда мы на­слаждаемся искусством, музыкой, живописи, поэзии, то порой сами как бы становимся на это время музыкантами, худож­никами и поэтами. Но радость такого сотворчества сполна можно пережить лишь в том случае, если мы хорошо знакомы с особенностями языка каждого вида искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий